О госзакупках замолвили слово

Госзакупки в строительстве используют предквалификацию, но легче не становится

12 декабря заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев провел лекцию о госзакупках. Мероприятие прошло на базе Высшей школы тарифного регулирования (РЭУ им. Г.В. Плеханова) на тему «Совершенствование законодательства о госзакупках и актуальные вопросы правоприменительной практики».

Михаил Евраев напомнил, что до 2004 г. законодательство в этой сфере отсутствовало, а в 2004-2005 гг. был проведен 94-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2006 г. Он был прорывным, изменившим полностью жизнь и экономику в стране. Но как оказалось, никто не был готов к конкурентной среде, и закон вскрыл огромное количество отраслевых проблем, из-за которых невозможно работать. А госзаказ затрагивает любую сферу деятельности со своей спецификой, которую тот закон не мог учитывать.

Реформа шла очень быстро вместе с меняющимся законом. И когда зашла речь о едином портале и электронных аукционах, в стране никто не понимал, что это такое. Отсутствовали уполномоченные органы, и все были самостоятельными отдельными заказчиками, неумеющими формировать требования к товару. В один момент порвались телефонные связи, принятые испокон веков в нашей стране, и начался негатив, который вылился в отмену 94-ФЗ.

При этом новый закон изобретать не стали, а сделали «кальку» с отмененного и назвали его 44-ФЗ, где поменяли местами слова, назвали не «госзаказ», а «госзакупки», но стало только хуже. Страна пережила второй стресс – новый закон в исковерканном варианте, причем многие вещи были утеряны, а то, что дописали, весной 2019 г. убирали. Из-за нового документа большое количество людей попало под уголовную ответственность.

Зам. руководителя ФАС отметил, что, наконец, во всех регионах появились уполномоченные органы, хотя в некоторых – только пару лет назад. Причем самые умные организовали такие органы и для муниципалитетов, однако на федеральном уровне таких органов нет.

Сегодня же перед ФАС стоят задачи совершенствования законодательства и наведение порядка с правоприменительной практикой в госзакупках. Поэтому весной этого года был принят 71-ФЗ, который убрал многие «тяжелые» вещи, например, планирование и подписи различных экспертиз. Кроме того, удалось разорвать цикличность торгов – если на них никто не пришел, то после проведения повторных можно обратиться в ФАС за заключением контракта с единственным поставщиком на условиях документации. И эту норму тоже нужно менять, поэтому в планах – убрать вторую процедуру, не мучая людей.

Также появилась возможность заказчика заключать контракт со вторым лицом, если контракт расторгается – эта норма была в 94-ФЗ, но в 44-ФЗ пропала. А включение в реестр недобросовестных поставщиков сократилось с 10 до 5 рабочих дней. Причем если по вине заказчика или территориального управления ФАС информация предоставлена не вовремя, то в реестре компания будет находиться не 2 года, а минус тот срок, на который было затянуто внесение.

*****

Большая работа была проведена по исправлению ситуации в строительстве. Раньше заказчики писали большие задания для компаний с огромным количеством ловушек, и до конца обычно никто не доходил. Поэтому в строительной сфере появилось множество организаций, которые специализировались именно на заполнении такой документации, чтобы убрать всех с торгов и оставить одну компанию. Для ликвидации этой ситуации в сфере строительства ввели только согласие участника на исполнение контракта на условиях проектно-сметной документации заказчика. И сразу истории с ловушками ушли в прошлое, а конкурентная среда стала жестче. Предполагается распространить эту меру и на остальные сферы закупок.

Как известно, 2 года назад 44-ФЗ ввел спецсчета в банках для прохождения электронных аукционов. По словам Михаила Евраева, для чего это было сделано – неизвестно, потому что глупость редкая. Но из-за этого сегодня невозможно контролировать утечку конфиденциальной информации. Хотя можно было бы при подаче ценового предложения со стороны любой компании, зарегистрированной в электронной информационной системе, на любой электронный аукцион, автоматически блокировать обеспечение поданной заявки. И сговариваться тогда станет невозможно.

Поэтому сейчас рассматривается сокращение времени между окончанием подачи заявок на аукцион и самим электронным аукционом. В сфере строительства время сокращено до 4 часов, т.е. возможный сговор должен пройти за 4 часа. Планируется это время снизить до 2 часов, а в дальнейшем выйти на онлайн, чтобы сговор исчез совсем. Но так сделано пока только в сфере строительства – по остальным направлениям как было несколько дней, так и осталось.

Кроме того, в строительстве увеличился короткий аукцион – до 2 млрд руб., а в остальных – до 300 млн руб., и составляет не 15, а 7 дней. Однако чтобы подать заявку и посчитать издержки и возможности исполнить контракт в строительной сфере – для крупных контрактов такого времени все-таки мало.

Так же планируется ввести в нормативное правовое поле электронные магазины, на которых заказчики смогут приобретать товары всего за 1 день. Пока максимальная сумма будет составлять 3 млн руб., а в дальнейшем она может стать любой, без ограничений. Время проведения таких закупок или коротких сессий по торгам будет исчисляться 6 часами, еще в течение нескольких часов можно подать жалобу, и за 6 часов ФАС рассмотрит и выдаст разрешение. Товары будут привязаны к каталогам Минфина, а время процедуры – покрывать все часовые пояса. И это планируется сделать уже со следующего года.

Интересно, что для повышения экономической мотивации поставщиков ФАС предлагает ввести рейтинг деловой репутации предпринимателей. Он будет формироваться автоматически в ЕИС на основе данных о качественно исполненных контрактах за последние несколько лет. Причем такая компания должна иметь определенные преференции – например, предоставлять обеспечение по контракту не в установленном размере, а в 2-4 раза меньше.

Также ведомство планирует расширить функционал ЕИС, чтобы в ней велись все жалобы и вся претензионная переписка, а не в бумагах, телеграммах и письмах.

С ноября текущего года уже запущено дистанционное рассмотрение жалоб для заказчиков с Дальнего Востока, а в конце января 2020 г. опция будет доступна и для Сибирского федерального округа, в дальнейшем она распространится на все федеральные округа. Это сделано для того, чтобы регионам не нужно было ехать в Москву при больших суммах контракта.

****

Говоря о жалобах, Михаил Евраев не мог не затронуть тему профессиональных жалобщиков – недобросовестных организаций или частных лиц, которые подают жалобы на госзакупки для получения денежных средств за отзыв таких жалоб как от добросовестных участников, так и от заказчиков. Иными словами – шантажируют. Они всем известны, но привлечь их к ответственности нельзя.

Для борьбы с ними существует система предквалификации, которая делится на универсальную и специальную.

Сегодня для того, чтобы выйти на торги по строительству и получить контракт, нужно было в течение последних 3 лет исполнить контракт на строительство любого объекта на 20% от той стоимости, на которую претендуют. Это правило в строительной сфере работает для контрактов от 10 млн руб. – нельзя не имея опыта прийти на большой контракт. И эту меру опять-таки нужно распространять на все сферы.

Универсальную предквалификацию только предполагается ввести – если исполнить любой контракт в любой сфере, например, на 5 млн руб., можно прийти на любой контракт также в любой сфере, превышающий эту сумму в 5 раз. При этом параллельно в законе будет прописано, что жалобу смогут подавать только те, кто соответствует требованиям этой универсальной предквалификации. Иначе говоря, для обжалования контракта на 100 млн руб. компания должна иметь выполненный контракт на 20 млн руб., не имея его подать жалобу будет невозможно, а происходить такая процедура будет автоматически в ЕИС. При отсутствии лицензии, допуска СРО и т.д. – обжаловать торги автоматически будет нельзя. В результате большинство профессиональных жалобщиков уйдет в прошлое, хотя наверняка будут те, кто подстроится под ситуацию. И эта норма будет введена в ближайшее время.

Кроме того, ФАС намерена усовершенствовать процедуры одностороннего расторжения контрактов для достижения баланса прав и интересов сторон. Сегодня, как известно, существует определенный дисбаланс в сторону заказчика, а предприниматель не может ничегосделать.

В 2018 г. из 8 тыс. случаев расторжения в 43% заказчики расторгали контракты без оснований для этого. В результате предприниматели просто боятся приходить на торги, т.к. если заказчик решит расторгнуть контракт, то компания автоматически потеряет и издержки по контракту, и обеспечение по нему – а это 20-30% от стоимости контракта. У предпринимателей отбивается все желание участвовать в госзаказе.

Михаил Евраев упомянул и тему применения механизмов импортозамещения. Сегодня существует 3 уровня поддержки: полный запрет – когда речь идет о безопасности государства, правило «третий – лишний» — если 2 поставщика с российским товаром, тогда импортный не допускается до торгов, и преференция – приоритет российским товарам по отношению к импортным.

Между ними идет борьба, и российские компании пытаются закрыть рынок для всех. Однако это невозможно, иначе не будет конкурентной среды и потребности развиваться, что создаст почву для монополизации рынка и ухудшения товара и повышения цены.

Есть и еще одна острая тема, связанная с нацпроектами, — осуществление закупок объектов недвижимости в обход требований закона. Деньги раздали регионам, на которые нужно срочно строить школы, сады, фельдшерские пункты и т.д. Одни строить начали, а другие сказали предпринимателям, чтобы те строили, а они потом выкупят, как у единственного поставщика. Это обход конкурентной процедуры и вопрос уголовной ответственности. По словам регионов, им поздно выдали деньги, и с них жестко требуют сроки по выполнению, причем субсидии дали на федеральном уровне, поэтому они имеют право на выкуп. А бывает, что объявляется аукцион на продажу в районе, к примеру, школы. А она там – одна-единственная. И это тоже пародия на аукцион.

В результате ФАС решила и довела до губернаторов отдельным письмом, что до 1 января 2020 г. будет ориентироваться на Кодекс об административном правонарушении, после 1 января – на Уголовный кодекс. И в одной только Ульяновской области уже 7 таких уголовных дел.

Завершая лекцию, Михаил Евраев рассказал о правоприменительной практике – решение в однотипных ситуациях должно быть однотипное в любом территориальном управлении ФАС страны.

Для этого раз в месяц в режиме видео-конференц-связи проводится совещание с представителями территориальных управлений ведомства, региональных органов власти и муниципалитетов. Причем число участников достигает 1,5 тыс. человек, и разбираются актуальные вопросы госзаказа. И этот важный диалог планируется проводить на постоянной основе.

Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес»

Добавить комментарий