ФАС России разъяснила, как будут проходить закупки в связи с пандемией COVID-1

Заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев сообщил, что пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) – это обстоятельство непреодолимой силы. Возникшее явление необходимо учитывать при рассмотрении жалоб на госзакупках, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в РНП и проведении проверок.

Поэтому закупки, направленные на профилактику, предупреждение и ликвидацию последствий распространения COVID-19 могут осуществляться у единственного поставщика при условии наличия причинно-следственной связи цели и предмета закупки, что соответствует норме 44-ФЗ.

И в данном случае любые действия должны рассматриваться именно через эту призму. К сожалению, невозможно сделать инструкцию по всему спектру закупок, чтобы объяснить, что такое причинно-следственная связь. Но всегда при рассмотрении вопросов, как контроля, так и по включению в РНП нужно исходить именно из нее.

К примеру, сейчас в ФАС обращаются заказчики, которые проводили торги на организацию выставки или форума, и в данный момент подводятся итоги. А мероприятие должно было состояться в апреле или мае. Естественно, уже понятно, что этого не произойдет. И возникает  вопрос, можно ли отменить данную закупку, хотя по 44-ФЗ сделать это невозможно, т.к. все сроки для отмены уже прошли? Но здесь есть причинно-следственная связь – бессмысленно проводить торги на тот форум, который состояться уже не может.

Другой пример – компания должна была совершить поставку оборудования за границу, но по срокам сделать этого уже не может. И включать ли эту компанию в реестр недобросовестных поставщиков? Конечно, нет, т.к. и здесь также есть причинно-следственная связь.

Пока у ФАС нет практики работы по своим же разъяснениям. И приведенные примеры – очень однозначные, а в работе наверняка возникнут пограничные случаи, но все они будут решаться только исходя из позиции причинно-следственной связи.

И когда заказчики принимают решение, могут ли они совершать закупки у единственного поставщика или нет, вопрос только в том, есть ли причинно-следственная связь между тем, что происходит и их действиями – предметом закупки.

Немаловажно, что электронные площадки подтвердили готовность к работе с 30 марта с возможностью сохранения нормального рабочего режима для поддержания работы заказчиков – рассмотрение заявок и составление протоколов. И это при том, что сами торги переносятся на рабочие дни, если заказчик не договорился с площадкой об отмене их переноса.

Также ФАС России обратилась в Центральный банк России с просьбой обеспечить работу банков в части функционирования специальных счетов и выдачи банковских гарантий, требующихся для участия в закупках.

Кроме того, с 25 марта возможность дистанционного рассмотрения жалобы в центральном аппарате ФАС России стала доступна заказчикам и предпринимателям из всех федеральных округов, кроме Москвы и Московской области.

На официальном сайте ФАС структурирована форма ходатайства, которую необходимо заполнить и приложить требуемые документы. Единственное ограничение – такое ходатайство должно поступить в ФАС не позднее 16.00 по Московскому времени дня, предшествующего дню рассмотрению этой жалобы. До 18.00 сведения о поступившем ходатайстве размещаются на портале ФАС в журнале. Дополнительно ответственным лицам и в территориальные управления ФАС направляются на электронные адреса сообщения, что такие ходатайства были поданы. Территориальные управления обязаны обеспечить помещение, где эта жалоба может быть рассмотрена и, в случае если все в порядке, организовать техническую возможность участия.Заминок для рассмотрения жалоб в режиме ВКС не возникало, но даже если это произойдет, то процесс можно будет организовать посредством телефонной связи.

Что касается времени назначения, то первостепенно будут назначаться те жалобы, где в регионах до 9.00 по Москве максимальная разница во времени – это сделано для наибольшего охвата дистанционных жалоб.

Плюс ко всему с 26 марта для всех регионов стала доступной возможность дистанционного рассмотрения жалоб в центральном аппарате на торги в сфере земельного, концессионного, природного законодательства, приватизации, банкротства и иных отраслей. Речь идет о жалобах на торги с ценой свыше 1 млрд руб.

Дополнительно ФАС прорабатывает вопрос перехода на рассмотрение жалоб по госзаказу с полным дистанционным участием и заказчиков, и предпринимателей.

Источник: http://ancb.ru/

Добавить комментарий