Что ждёт техрегулирование?

За оптимистичными заявлениями ностроевского и минстроевского руководства скрывается ожесточённая борьба вокруг того, какой вид примет система технической стандартизации в строительстве

Президент Национального объединения строителей Антон Глушков прокомментировал инициативу Министерства строительства и ЖКХ РФ по сокращению количества обязательных требований к безопасности зданий и сооружений и переходу на единый формат по доказательству их исполнения. По словам Антона Николаевича, оптимально и качественно реформировать систему технического регулирования в России позволит лишь совместный труд Минстроя, профессионального сообщества строителей и учёных.

В общем, изречение полностью в привычном стиле полного «одобрям-с», хотя не так давно Нацобъединение заметно нервничало по поводу минстроевских инициатив, и даже позволяло себе отверзать уста и изрыгать хулу в адрес старших собратьев. Но, очевидно, обе высокие стороны нашли общий язык. Ностроевские шефы получили гарантию сохранности своих доходов в части техрегулирования и перешли к взаимным реверансам.

По словам господина Глушкова, Минстрой России сегодня проводит большую работу по реформированию технического регулирования в строительстве. Главная идея данной реформы заключается в том, чтобы сократить обязательные требования к зданиям и сооружениям, достижение которых обеспечивает их безопасность. А также выработать единый подход по доказательству достижения этих норм в проектной документации. Ранее обсуждалась идея о полной переработке структуры нормативных документов по техническому регулированию в строительстве. И тут глава НОСТРОЙ вновь нашёл возможность ввернуть финт о высокой роли родного Национального объединения:

В ходе активной полемики часть профессионального сообщества дала сигнал, что не готова к таким радикальным изменениям. Федеральное ведомство правильно отреагировало на сложившуюся ситуацию, и сейчас инициатива дорабатывается. Считаю, в вопросе реформирования техрегулирования нужно двигаться поступательно, аккуратно, учесть широкий спектр нюансов и наработанной практики. Только совместный труд Минстроя, строительного и научного сообщества позволит оптимально и качественно реформировать техническое регулирование.

В общем, послушаешь, так прямо складывается ощущение, что ностроевский босс решительно обобщил мнение российских строителей, заявился в министерство и стукнул кулаком по столу, рявкнув на перепуганного министра с его свитой. Мол, а ну-ка, такие-сякие, давайте учитывайте мнение сообщества! Хватит с нас чиновничьего волюнтаризма!

А 21 октября сего года на конференции НОСТРОЙ по техническому регулированию директор департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Сергей Гончаров сообщил, что законопроект о внесении изменений в Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, направленный на введение в действие строительных норм обязательного применения, находится на доработке. В частности, господин Гончаров сказал:

После непростых дискуссий профессиональное сообщество разделилось. Кто-то оказался не готов к таким изменениям, и сегодня законопроект уточняют таким образом, чтобы он был удобен и понятен всему профессиональному сообществу.

Напомним, что очередным яблоком раздора стало постановление Правительства России от 4 июля 2020 года № 985 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Разрабатывать его начали ещё в конце прошлого года, после того, как Президент России Владимир Путин потребовал от Правительства «разбюрократить» сферу строительства. В Минстрое работу стал курировать первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин. Он заявил, что вопрос снижения количества требований, необходимых для начала строительства объектов, дескать, и так давно прорабатывается министерством. Среди предложений Минстроя было названо формирование Единого перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе будет обеспечено соблюдение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, а также разработку СТУ в исключительных случаях – при реконструкции объекта капстроительства и отступлении от обязательных строительных норм.

А итогом всей этой бурной деятельности и стало пресловутое постановление, которое 4 июля сего года подписал российский премьер Михаил Мишустин. В итоге с 1 августа количество обязательных требований, предъявляемых к безопасности зданий и сооружений, сократилось на 30%. Излишние и дублирующие нормы не вошли в новый перечень национальных стандартов и сводов правил, утверждённый Правительством. Действительно, сейчас, по самым скромным оценкам, к сооружениям на стадии проектирования и строительства предъявляется более 10-ти тысяч обязательных требований. После вступления в силу новых правил их число должно снизиться почти на 3 тысячи.

Однако строительное сообщество опасается побочных эффектов, которые неизбежно возникают в результате почти любых серьёзных корректировок градостроительного законодательства.

Так, в июне комитет Российского Союза промышленников и предпринимателей с участием представителей саморегулируемого сообщества проводил обсуждение проекта доклада Минстроя России Президенту страны Владимиру Путину по вопросам совершенствования регулирования в строительстве. Речь шла как раз о внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с введением обязательных строительных норм в отношении строительных материалов и изделий. По итогам глава РСПП Александр Шохин обратился к вице-премьеру Марату Хуснуллину с просьбой исключить из проекта доклада положения, касающиеся необходимости принятия законопроекта.

По версии экспертов этой общественной организации, инициативы Минстроя могут привести к вводу дополнительных обязательных строительных норм и требований к строительным материалам. Более того, они противоречат концептуальным положениям федеральных законов «О техническом регулировании» и «О стандартизации в Российской Федерации», Договора Евразийского Экономического Союза и Соглашения ВТО по барьерам в торговле, а также большому ряду технических регламентов России и ЕАЭС. А президент СРО «Ассоциация «Объединение генеральных подрядчиков в строительстве», Заслуженный строитель РФ Анвар Шамузафаров направил на имя Ирека Файзулина свои предложения по плану взаимодействия РСПП и Минстроя России по созданию современной нормативной базы в строительстве.

Словом, за привычными бодрыми словами о конструктивном сотрудничестве и светлом будущем стоит очень жёсткое противостояние по поводу того, какой облик должна принять система строительного саморегулирования в ближайшее время. И если лидеры НОСТРОЙ ориентируются на достижение приватных договорённостей с чиновниками, ограничивая свои запросы исключительно продолжением безбедного распила сметы в части техрегулирования, то строители хотели бы вести этот диалог максимально публично, с участием всех заинтересованных сторон.

Источник

Добавить комментарий