Минэкономразвития фиксирует стагнацию строительной отрасли

Стагнация подтверждается многими показателями, в том числе динамикой грузоперевозок строительных материалов и оборудования. Одни эксперты связывают отрицательную динамку в жилищном строительстве с заменой долевого финансирования на проектное, другие с низкими продажами застройщиков в 2015-2017 годах.

Минэкономразвития в сентябрьском обзоре экономической ситуации в стране — «Картина деловой активности» — отмечает продолжающуюся стагнацию в сфере строительства.

Спад в отрасли в августе ускорился с 0,7% в годовом выражении до 0,8% в августе в июле.

Стагнация в строительной отрасли подтверждается не только статистикой по вводу жилья (по данным Росстата за первые восемь месяцев текущего года введено индустриального жилья 39,2 млн кв. м или на 1,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года), но и цифрами по грузоперевозкам строительных материалов и оборудования. Согласно статистике РЖД, в третьем квартале текущего года строительных грузов было перевезено 95,7 млн тонн, или на 6,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Цемента — 19,7 млн тонн, или на 7,2 % меньше, чем за такой же период 2017 года.

Отрицательная динамика может быть вызвана ломкой прежних правил финансирования жилого строительства — переходом с денег дольщиков на банковское кредитование с использованием счетов-эскроу, считает опрошенный «Независимой газетой» сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров.

Согласно его точке зрения, новая схема объективно способствует дальнейшей стагнации отрасли, так как ведет к снижению платежеспособного спроса у населения.

«Если раньше девелоперы пользовались бесплатными деньгами дольщиков, то сейчас они будут вынуждены платить банкам немалый процент, — рассуждает эксперт. — При ставках по кредиту 13–20% годовых они будут вынуждены заложить их в итоговый ценник квадратного метра. Повышение цен на жилье снизит покупательскую активность граждан, а без живого спроса застройщики вряд ли будут наращивать предложение», — логически заключает Назаров.

Ему вторит доцент Российского экономического университета им. Плеханова Александр Тимофеев: «Высокая закредитованность может привести к сокращению численности стройкомпаний, снижению объемов вводимого жилья и росту цен на 15–35%. Рост цен на жилье вызовет падение спроса, а банки потеряют часть клиентов».

В итоге ученый-экономист прогнозирует, что вместо нынешних сотен на рынке останется не более двух десятков застройщиков.

По оценке Назарова, для выхода на темпы ввода жилья 120 млн кв м в год (как-то определил Президент РФ) потребуется инвестировать в отрасль в ближайшие пять лет не менее 8 трлн руб ежегодно. «А уполномоченных банков, которые смогут работать с тремя тысячами застройщиков только 54, и большинство из них ранее с подобными операциями даже не сталкивались», – отмечает Назаров.

Заметим, похожую точку зрения ранее высказывал глава Минэкономразвития Максим Орешкин, а еще ранее — сенаторы Совета Федерации, подготовившие отчет «Тенденции развития строительной отрасли в рамках действующего законодательства РФ о долевом строительстве».

Генеральный директор Института развития строительной отрасли Кирилл Холопик не согласен с мнением указанных экспертов. Снижение ввода жилья в последние месяцы, как и снижение грузоперевозок стройматериалов, является следствием низких продаж застройщиков в 2015-2017 годах. Застройщикам не хватает денег для покупки стройматериалов по домам, находящимся в активной стадии строительства. Отсюда такие показатели. Что касается нового законодательства, то оно реально ужесточилось только в отношении домов с разрешением на строительство, выданным после 1 июля 2018 года. Это никак не могло успеть повлиять на текущую ситуацию. На данный момент продажи застройщиков растут за счет роста ипотеки. Это значит, что через 2 года мы увидим рост и по вводу жилья и по грузоперевозкам.

Источник: ЕРЗ

Добавить комментарий